Что делают для борьбы с наркоманией в учебных заведениях?

Проблема детской наркомании крайне актуальна ввиду удручающей статистики. Начальная и средняя школа, как основная ступень становления моральной личности и развития здорового ребенка, должна проводить масштабную работу по предупреждению употребления психотропных веществ среди детей и подростков.

image

Что делают для борьбы с антисоциальным поведением?

Ребенок очень легко поддается отрицательному влиянию друзей, одноклассников и даже посторонних лиц, поэтому предупреждение наркомании в школе (и начальной, и старшей) – такое же важное направление работы учителей, социальных педагогов и психологов, как, собственно, и организация учебного процесса.

Существует два основных пути предупреждения наркозависимости:

  1. Информативный. Школьников знакомят со статистикой болезней и смертности, последствиями и другой информацией, которая позволит детям узнать обратную сторону секундной слабости.
  2. Мотивационный. Этот путь работы педагогов направлен на организацию досуга детей, который мотивировал бы их на здоровый образ жизни, позитивное мышление, всестороннее развитие и отличную учебу.

Взаимная реализация двух путей дает положительный результат.

Роль учебного заведения в предупреждении наркомании – одна из самых главных, так как в школе ребенок проводит почти столько же времени, сколько и дома.

Здесь его друзья, на которых он равняется, учителя, которые становятся такими же близкими людьми, как и родители.

Факторы риска и работа с их устранением

Каждый школьник в той или иной степени подвержен риску оказаться под плохим влиянием, вследствие чего начать принимать наркотики и употреблять алкоголь, однако существуют дети, наиболее подверженные влиянию извне. Поэтому профилактика наркомании в учебных заведениях должна проводиться в массовом и индивидуальном порядке.

Групповая работа

В группе риска находятся школьники, которые учатся в коррекционных классах, дети из неблагополучных семей.

Проведение массовых мероприятий в данном случае позволяет ученику почувствовать себя причастным и нужным, что благотворно повлияет на его психологическое состояние и станет основой для положительного поведения.

Сценарий для каждого мероприятия по предупреждению употребления наркотиков и алкоголя (субботник, концерт, спортивные соревнования и пр.) должен предусматривать непосредственное участие школьника в ходе праздника. Это могут быть:

  • Выступление с отдельным номером по заданной теме, подготовленное заранее.
  • Вовлечение в интерактивное действие.
  • Возможность выступить с импровизацией.
  • Участие детей в создании сценария и его воплощения в жизнь.

План работы начальной и средней школы по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости составляют социальный педагог, психолог и старший вожатый. Однако если учащиеся захотят внести свою лепту, инициативу необходимо поддержать и поощрить.

image
В первую очередь в группе риска находятся дети из неблагополучных семей и дети, за которыми не следят родители!

Индивидуальные занятия

В индивидуальном порядке проводятся разовая или регулярная беседа о наркомании в учебных заведениях. Вести диалог с младшим школьником или подростком может классный руководитель, психолог или социальный педагог. Причины проведения такого рода профилактики могут быть разные:

  • Неблагоприятные отношения в семье.
  • Сложности при преодолении проблем переходного возраста и иных кризисов.
  • Сложности с налаживанием отношений в коллективе, самовыражением, учебой.
  • Прецеденты любого рода правонарушений, совершенных намеренно или случайно.

Ненавязчивая беседа о антисоциальном поведении в учебных заведениях является отличным инструментом борьбы с детской и подростковой зависимостью и предрасположенностью к ней.

Цели пропаганды

Отчет по профилактике наркомании в учебных заведениях составляется как анонс на всю программу, в нем указывают цели, формы и методы ведения работ. И если методы и формы могут разниться в зависимости от направленности мероприятий, то цели всегда едины:

  • Формирование у учащегося общечеловеческих ценностей.
  • Знакомство и отработка приемов психологической защиты от плохого влияния.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Формирование навыков самосохранения.
  • Выработка неприятия к антисоциальным моделям поведения.
  • Развитие умения выделять и отстаивать собственную точку зрения.

Плановая профилактика наркомании в учебных заведениях (лекция, дискуссия, концерт, индивидуальная беседа) направлена на личность ребенка, помощь в его становлении ответственным за свои поступки перед собой и окружающими.

Педагогам не следует просто рассказывать школьникам о наркомании как о запретном действии, необходимо предоставить им видимость выбора, построив предварительно положительную подоплеку для того чтобы ребенок пришел к отказу от неправильного образа жизни самостоятельно. Поэтому информация в учебных заведениях должна быть тщательно отобрана, структурирована и подана детям для ознакомления, а не в качестве запрета. Психически здоровая и развитая личность априори примет правильное решение.

Формы работы

В образовательных учреждениях проводят ряд мероприятий для предупреждения антисоциального поведения. Сценарий мероприятия зависит от выбранной педагогом формы работы.

  • Индивидуальная.

Профилактика наркомании для школьников подразумевает проведение индивидуальных бесед с детьми, находящимися в зоне риска.

  • Классный час.

На классном часу педагог может использовать самые разные методы, например наглядные пособия: видео, фотографии, стенгазеты, рисунки. Дети могут готовить сценки и номера.

Кроме того, на тематический классный час можно пригласить полицейского или медицинского работника, которые сталкиваются с тяжелыми формами обсуждаемой проблемы постоянно. Школьники с удовольствием задают вопросы, вступают в живые обсуждения с представителями уважаемых профессий.

Мероприятие

Проведение концерта или даже тематического дня в начальной и средней школе требует большой подготовки. Для чтения лекции также можно пригласить представителей профессий, которые напрямую или косвенно сталкиваются с обсуждаемой проблемой. Профилактика наркомании и алкоголизма в масштабах целой школы позволяет принять участие в мероприятиях детям с любыми увлечениями и талантами.

image
Не стоит запрещать детям определенную модель поведения, нужно лишь незаметно направить их в нужную сторону!

В рамках тематического дня может быть создан целый комплекс мероприятий:

  1. Общая зарядка перед началом уроков.
  2. Соревнования по спортивным дисциплинам.
  3. Олимпиада по предметам.
  4. Семинар или дискуссия, в которой дети обязательно должны принимать активное участие.
  5. Развлекательный концерт.
  6. Родительское собрание

Конечно же, не должны оказаться в стороне и родители несовершеннолетних подростков и младших школьников. Программа включает в себя проведение тематических родительских собраний, на которых классный руководитель, социальный педагог и психолог знакомят родителей с основными способами борьбы против антисоциального поведения.

Многие родители испытывают трудности при диалоге с ребенком «сложного» возраста, и эти трудности могут стать первым шагом к употреблению психотропных веществ детьми. Обязанность работников школы – объяснить мамам и папам, как преодолеть трудности в общении, избежать «подводных камней», правильно строить диалог.

Борьба с наркоманией в учебных заведениях и в кругу семьи должна быть направлена на положительную мотивацию к здоровому образу жизни и принятию правильных решений. Школьнику нельзя запрещать определенную модель поведения, его необходимо ненавязчиво подтолкнуть к принятию самостоятельного правильного решения. 

Помогла ли вам статья?

Частые вопросы

Какие меры принимаются в учебных заведениях для борьбы с наркоманией?

В учебных заведениях принимаются различные меры для борьбы с наркоманией. Это включает проведение профилактических мероприятий, организацию информационных кампаний, проведение лекций и тренингов, создание клубов безопасности и т.д. Также в школах и вузах могут работать психологи и социальные работники, которые помогают студентам и школьникам справиться с проблемами, связанными с наркотиками.

Какие программы профилактики наркомании проводятся в учебных заведениях?

В учебных заведениях проводятся различные программы профилактики наркомании. Это могут быть программы, направленные на повышение осведомленности о вреде наркотиков, формирование навыков принятия решений, тренировка навыков устойчивости к влиянию наркотиков и т.д. Также проводятся программы, направленные на поддержку и помощь студентам и школьникам, которые уже столкнулись с проблемой наркомании.

Какова роль учителей и родителей в борьбе с наркоманией в учебных заведениях?

Учителя и родители играют важную роль в борьбе с наркоманией в учебных заведениях. Они могут быть ключевыми фигурами в проведении профилактических мероприятий, оказывать поддержку и помощь студентам и школьникам, а также обеспечивать контроль и наблюдение за их поведением. Учителя и родители также могут обращаться за помощью к специалистам и организациям, занимающимся борьбой с наркоманией, чтобы получить дополнительные знания и ресурсы для борьбы с этой проблемой.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Внедрение профилактических программ. Одной из основных мер по борьбе с наркоманией в учебных заведениях является внедрение профилактических программ. Эти программы должны быть разработаны специалистами и охватывать различные аспекты наркомании, включая информацию о вреде наркотиков, последствиях их употребления, а также навыки принятия решений и укрепления психологического здоровья.

СОВЕТ №2

Организация внеклассных мероприятий. Для борьбы с наркоманией в учебных заведениях важно проводить внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение употребления наркотиков. Это могут быть конкурсы, спортивные соревнования, лекции и дискуссии с участием специалистов, а также тематические мероприятия, посвященные проблеме наркомании.

СОВЕТ №3

Создание поддерживающей среды. Важным аспектом борьбы с наркоманией в учебных заведениях является создание поддерживающей среды для учащихся. Это включает в себя развитие доверительных отношений между учителями и учениками, проведение индивидуальных и групповых консультаций, а также создание клубов и объединений, где учащиеся могут заниматься интересными и полезными делами.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации