Проблема детской наркомании крайне актуальна ввиду удручающей статистики. Начальная и средняя школа, как основная ступень становления моральной личности и развития здорового ребенка, должна проводить масштабную работу по предупреждению употребления психотропных веществ среди детей и подростков.
Что делают для борьбы с антисоциальным поведением?
Ребенок очень легко поддается отрицательному влиянию друзей, одноклассников и даже посторонних лиц, поэтому предупреждение наркомании в школе (и начальной, и старшей) – такое же важное направление работы учителей, социальных педагогов и психологов, как, собственно, и организация учебного процесса.
Существует два основных пути предупреждения наркозависимости:
- Информативный. Школьников знакомят со статистикой болезней и смертности, последствиями и другой информацией, которая позволит детям узнать обратную сторону секундной слабости.
- Мотивационный. Этот путь работы педагогов направлен на организацию досуга детей, который мотивировал бы их на здоровый образ жизни, позитивное мышление, всестороннее развитие и отличную учебу.
Взаимная реализация двух путей дает положительный результат.
Роль учебного заведения в предупреждении наркомании – одна из самых главных, так как в школе ребенок проводит почти столько же времени, сколько и дома.
Здесь его друзья, на которых он равняется, учителя, которые становятся такими же близкими людьми, как и родители.
Факторы риска и работа с их устранением
Каждый школьник в той или иной степени подвержен риску оказаться под плохим влиянием, вследствие чего начать принимать наркотики и употреблять алкоголь, однако существуют дети, наиболее подверженные влиянию извне. Поэтому профилактика наркомании в учебных заведениях должна проводиться в массовом и индивидуальном порядке.
Групповая работа
В группе риска находятся школьники, которые учатся в коррекционных классах, дети из неблагополучных семей.
Проведение массовых мероприятий в данном случае позволяет ученику почувствовать себя причастным и нужным, что благотворно повлияет на его психологическое состояние и станет основой для положительного поведения.
Сценарий для каждого мероприятия по предупреждению употребления наркотиков и алкоголя (субботник, концерт, спортивные соревнования и пр.) должен предусматривать непосредственное участие школьника в ходе праздника. Это могут быть:
- Выступление с отдельным номером по заданной теме, подготовленное заранее.
- Вовлечение в интерактивное действие.
- Возможность выступить с импровизацией.
- Участие детей в создании сценария и его воплощения в жизнь.
План работы начальной и средней школы по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости составляют социальный педагог, психолог и старший вожатый. Однако если учащиеся захотят внести свою лепту, инициативу необходимо поддержать и поощрить.
Индивидуальные занятия
В индивидуальном порядке проводятся разовая или регулярная беседа о наркомании в учебных заведениях. Вести диалог с младшим школьником или подростком может классный руководитель, психолог или социальный педагог. Причины проведения такого рода профилактики могут быть разные:
- Неблагоприятные отношения в семье.
- Сложности при преодолении проблем переходного возраста и иных кризисов.
- Сложности с налаживанием отношений в коллективе, самовыражением, учебой.
- Прецеденты любого рода правонарушений, совершенных намеренно или случайно.
Ненавязчивая беседа о антисоциальном поведении в учебных заведениях является отличным инструментом борьбы с детской и подростковой зависимостью и предрасположенностью к ней.
Цели пропаганды
Отчет по профилактике наркомании в учебных заведениях составляется как анонс на всю программу, в нем указывают цели, формы и методы ведения работ. И если методы и формы могут разниться в зависимости от направленности мероприятий, то цели всегда едины:
- Формирование у учащегося общечеловеческих ценностей.
- Знакомство и отработка приемов психологической защиты от плохого влияния.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование навыков самосохранения.
- Выработка неприятия к антисоциальным моделям поведения.
- Развитие умения выделять и отстаивать собственную точку зрения.
Плановая профилактика наркомании в учебных заведениях (лекция, дискуссия, концерт, индивидуальная беседа) направлена на личность ребенка, помощь в его становлении ответственным за свои поступки перед собой и окружающими.
Педагогам не следует просто рассказывать школьникам о наркомании как о запретном действии, необходимо предоставить им видимость выбора, построив предварительно положительную подоплеку для того чтобы ребенок пришел к отказу от неправильного образа жизни самостоятельно. Поэтому информация в учебных заведениях должна быть тщательно отобрана, структурирована и подана детям для ознакомления, а не в качестве запрета. Психически здоровая и развитая личность априори примет правильное решение.
Формы работы
В образовательных учреждениях проводят ряд мероприятий для предупреждения антисоциального поведения. Сценарий мероприятия зависит от выбранной педагогом формы работы.
- Индивидуальная.
Профилактика наркомании для школьников подразумевает проведение индивидуальных бесед с детьми, находящимися в зоне риска.
- Классный час.
На классном часу педагог может использовать самые разные методы, например наглядные пособия: видео, фотографии, стенгазеты, рисунки. Дети могут готовить сценки и номера.
Кроме того, на тематический классный час можно пригласить полицейского или медицинского работника, которые сталкиваются с тяжелыми формами обсуждаемой проблемы постоянно. Школьники с удовольствием задают вопросы, вступают в живые обсуждения с представителями уважаемых профессий.
Мероприятие
Проведение концерта или даже тематического дня в начальной и средней школе требует большой подготовки. Для чтения лекции также можно пригласить представителей профессий, которые напрямую или косвенно сталкиваются с обсуждаемой проблемой. Профилактика наркомании и алкоголизма в масштабах целой школы позволяет принять участие в мероприятиях детям с любыми увлечениями и талантами.
В рамках тематического дня может быть создан целый комплекс мероприятий:
- Общая зарядка перед началом уроков.
- Соревнования по спортивным дисциплинам.
- Олимпиада по предметам.
- Семинар или дискуссия, в которой дети обязательно должны принимать активное участие.
- Развлекательный концерт.
- Родительское собрание
Конечно же, не должны оказаться в стороне и родители несовершеннолетних подростков и младших школьников. Программа включает в себя проведение тематических родительских собраний, на которых классный руководитель, социальный педагог и психолог знакомят родителей с основными способами борьбы против антисоциального поведения.
Многие родители испытывают трудности при диалоге с ребенком «сложного» возраста, и эти трудности могут стать первым шагом к употреблению психотропных веществ детьми. Обязанность работников школы – объяснить мамам и папам, как преодолеть трудности в общении, избежать «подводных камней», правильно строить диалог.
Борьба с наркоманией в учебных заведениях и в кругу семьи должна быть направлена на положительную мотивацию к здоровому образу жизни и принятию правильных решений. Школьнику нельзя запрещать определенную модель поведения, его необходимо ненавязчиво подтолкнуть к принятию самостоятельного правильного решения.
Помогла ли вам статья?
Частые вопросы
Какие меры принимаются в учебных заведениях для борьбы с наркоманией?
В учебных заведениях принимаются различные меры для борьбы с наркоманией. Это включает проведение профилактических мероприятий, организацию информационных кампаний, проведение лекций и тренингов, создание клубов безопасности и т.д. Также в школах и вузах могут работать психологи и социальные работники, которые помогают студентам и школьникам справиться с проблемами, связанными с наркотиками.
Какие программы профилактики наркомании проводятся в учебных заведениях?
В учебных заведениях проводятся различные программы профилактики наркомании. Это могут быть программы, направленные на повышение осведомленности о вреде наркотиков, формирование навыков принятия решений, тренировка навыков устойчивости к влиянию наркотиков и т.д. Также проводятся программы, направленные на поддержку и помощь студентам и школьникам, которые уже столкнулись с проблемой наркомании.
Какова роль учителей и родителей в борьбе с наркоманией в учебных заведениях?
Учителя и родители играют важную роль в борьбе с наркоманией в учебных заведениях. Они могут быть ключевыми фигурами в проведении профилактических мероприятий, оказывать поддержку и помощь студентам и школьникам, а также обеспечивать контроль и наблюдение за их поведением. Учителя и родители также могут обращаться за помощью к специалистам и организациям, занимающимся борьбой с наркоманией, чтобы получить дополнительные знания и ресурсы для борьбы с этой проблемой.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внедрение профилактических программ. Одной из основных мер по борьбе с наркоманией в учебных заведениях является внедрение профилактических программ. Эти программы должны быть разработаны специалистами и охватывать различные аспекты наркомании, включая информацию о вреде наркотиков, последствиях их употребления, а также навыки принятия решений и укрепления психологического здоровья.
СОВЕТ №2
Организация внеклассных мероприятий. Для борьбы с наркоманией в учебных заведениях важно проводить внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение употребления наркотиков. Это могут быть конкурсы, спортивные соревнования, лекции и дискуссии с участием специалистов, а также тематические мероприятия, посвященные проблеме наркомании.
СОВЕТ №3
Создание поддерживающей среды. Важным аспектом борьбы с наркоманией в учебных заведениях является создание поддерживающей среды для учащихся. Это включает в себя развитие доверительных отношений между учителями и учениками, проведение индивидуальных и групповых консультаций, а также создание клубов и объединений, где учащиеся могут заниматься интересными и полезными делами.